Gothic 3 Платформа: PC
Жанр: RPG
Российский дистрибьютер: Руссобит-М, GFI
Зарубежный издатель: JoWooD
Разработчик: Pluto 13
Количество игроков: 1
Онлайн: Открыть
В американской культуре отношение к двум важнейшим общечеловеческим ценностям — почитанию предков и уважению традиций — всегда было пренебрежительным, зато в восточной, напротив, приобрело характер культа. В точном соответствии с вышеописанной ситуацией складывается и жизнь ролевых сериалов по обе стороны океана. Число серий в японской Final Fantasy уже перевалило за дюжину, всяческие Dragon Quest’ы и Tales of... растут как на дрожжах. А где культовые американские и европейские бренды, такие как Ultima, Wizardry, Might & Magic? Либо мертвы, либо выкуплены теми же японцами. Последние из не-японских могикан — старина The Elder Scrolls и стремительно набирающий ход немецкий ролевой паровоз Gothic.
БИТВЫ ТИТАНОВ, РАУНД 3
Когда на рынке в одной «весовой категории» остается всего два масштабных ролевых сериала, игроки волей-неволей начинают сравнивать их между собой. Gothic 2 вышла практически вслед за TES: Morrowind, но оказалась не столь красивой, не такой технологичной и при этом — более требовательной к железу и до ужаса «забагованной». В этом смысле Gothic 3 практически полностью повторяет историю своей предшественницы.
Необъяснимый феномен: в каждой игре сериала эти мухи меняют окраску.
На сундуки с сокровищами можно невзначай наткнуться в самых неожиданных местах.
Злая ирония таится в Gothic 3: на максимальных настройках она ошеломительно красива, но ее красоты вряд ли кто-то увидит, потому что для этого нужен суперкомпьютер. Прожорливость движка — тема отдельного неприятного разговора: без гигабайта оперативной памяти на борту к игре вообще не подступиться, а для приемлемой работы крайне желательны 2 Гбайт. Однако и на средних настройках видно, что здешний игровой мир — это вам не декоративный парк Oblivion с аккуратно подстриженной травкой. Леса в Gothic 3 — настоящие дебри, где нетрудно заблудиться, а местные горы огромны: у подножия этих хребтов можно бродить практически бесконечно. Что же до опасных скитаний в пустыне, то на их фоне меркнут и леса, и даже гигантские горные цепи.
Несмотря на подавляющие воображение масштабы, путешествовать по бескрайним просторам Gothic 3 вряд ли наскучит — буквально за каждым поворотом нас ждет что-то новое и интересное: захватывающие дух пейзажи, развалины древнего замка, спрятанный в пещере сундук с бандитскими сокровищами, путники у костра, резвящиеся олени или бегущее стадо бизонов — причем полноценное стадо в полтора десятка особей, а не два-три, как в Oblivion! Игровой мир очень насыщен различными мелочами, из-за чего ощущение пустоты просто не может возникнуть.
В захваченной орками деревне и шагу нельзя ступить, чтобы не столкнуться нос к носу с одним из клыкастых оккупантов.
К сожалению, этот сомнительный с художественной точки зрения спецэффект пока не отключается — эстетам следует подождать патча.
Немаловажная часть любого ролевого приключения — сражения с монстрами. К сожалению, фантазия немецких разработчиков оказалась не очень буйной, поэтому большую часть игры нам предстоит сражаться с людьми, орками и различной живностью: волками, кабанами, тиграми и т.д. Изредка этот зоопарк «разбавляется» троллями, големами и другими, не менее традиционными, представителями сказочной «фауны». Дополнительное разнообразие в эту картину вносят экзотические снэпперы, луркеры и кровавые мухи, знакомые нам по первым двум частям.
Боевая система заметно изменилась по сравнению с предыдущими играми серии, став разнообразнее и интереснее. Арсенал приемов теперь состоит как из мощных, но медленных ударов, так и из коротких выпадов, которые, не нанося заметного урона, способны, тем не менее, сорвать вражескую атаку. Нашлось место в боевой системе и блокам, ударам с разворота, а также приемам, которыми можно сбить соперника с ног. Грамотно подобранная тактика позволяет легко одолеть превосходящего в силе противника, а то и нескольких. Это особенно актуально, если учесть, что честные поединки в Gothic 3 случаются редко. Обычно враги здесь ходят группами по трое-четверо, а иногда наваливаются и целой дюжиной. Для полноты ощущений рекомендуем выставить в настройках игры высокий уровень сложности — от этого противники заметно умнеют. Но наибольшее впечатление производят, конечно же, штурмы городов — масштабные побоища с десятками участников, которых так не хватало почти безлюдному Oblivion.
Пейзажи в игре настолько хороши и натуральны, что аж дух захватывает.
Карта мира впечатляет своей величиной, но удобство ее использования по-прежнему невысоко.
Возможность играть за мага сохранилась, что не удивительно для RPG с фентезийным уклоном. Согласно классическим канонам, на низких уровнях маг слаб, труслив и не может справиться даже с самым тщедушным соперником. Зато к середине игры он входит в полную силу и одной левой валит таких чудовищ, с которыми воину пришлось бы серьезно повозиться. Выбор заклинаний в игре — на любой вкус: от классических фаерболов до экзотики вроде «приручить животное», «стереть память» или «превратиться в летающее насекомое». Роль мага традиционно сложнее, чем воина, но его возможности неизмеримо шире.
Я СВОБОДЕН!
Самая примечательная особенность Gothic 3, которая согреет сердце любого любителя ролевых игр, — открытый сюжет. Уже с первых минут нам открывается весь игровой мир. Иди, куда вздумается, и делай что хочешь. Кроме основного задания «прекратить войну между орками и людьми», свободу героя ничто не ограничивает. Можно, к примеру, отправиться поискать приключений на снежном севере, а можно двинуть в знойные южные пустыни.
Инвентарь организован удобнее, чем в предыдущих частях.
Журнал квестов — пожалуй, наиболее неудачно реализованная часть интерфейса.
Хотите вызволить людей из рабства орков? Присоединяйтесь к местным партизанам и поднимайте восстание. Или напротив — вам симпатичны зеленокожие орки со своим кодексом чести? Идите к ним на службу и утопите партизан в их собственной крови. Отвратительны и те и другие? Попробуйте подружиться с загадочными хашишинами, поклоняющимися богу смерти Белиару. Самые коварные примерно до середины игры смогут работать одновременно на все фракции, однако для дальнейшего продвижения по сюжету придется сделать окончательный выбор, от которого будет зависеть финал. Точно такой же трюк использовался и в предыдущей части, но такую вкусную «наживку» не грех заглотнуть и во второй раз.
Кабаны-убийцы, изрядно потрепавшие нервы игрокам до первого патча.
Рискнуть отправиться в пустыню без должной подготовки может либо отчаянный смельчак, либо глупец.
К сожалению, задания, которые нам предстоит выполнять для тех или иных фракций, не блещут оригинальностью. Как правило, в каждом поселении события укладываются в несложную схему: пришел в город, получил множество заданий в стиле «убить Х монстров» и «принести Y предметов», выполнил их и повысил таким образом свою репутацию в данном городе. Но вот незадача: в соседней деревне про наши подвиги никто и слыхом не слыхивал, поэтому там придется повторить всю последовательность заново. В игре двадцать крупных поселений, и, соответственно, около двадцати раз игроку предстоит доказывать, что он не мальчик для битья, а Мужик с большой буквы. Поначалу это воспринимается как своего рода проблеск бытового реализма, но уже после пяти-шести повторений такое развлечение приедается.
Система навыков в Gothic 3 доработана и гораздо лучше визуализирована.
Покои Его величества короля Робара Второго больше смахивают на третьесортный придорожный мотель — а чего вы еще хотели от Средневековья?
Симуляция городской жизни, которой прославились первые две части Gothic, сохранилась и в третьей. Люди и орки не стоят на месте и не бродят кругами, как заводные болванчики. Каждый занимается своим делом: кузнецы куют оружие, повара готовят похлебку в огромных котлах, крестьяне трудятся на полях... На любое действие игрока следует быстрая реакция. Стоит на людях вытащить из ножен меч, окружающие «рефлекторно» потянутся к личному оружию. Чтобы не провоцировать компьютерных персонажей, лучше все-таки прислушаться к голосу разума и убрать меч обратно в ножны, пусть даже и под саркастическое замечание «вот так-то лучше!». А стоит завязать потасовку в людном месте, как вокруг тут же под радостные крики «драка! здесь драка!» соберется толпа зевак. Заходить без спроса в чужие дома, как и раньше — не рекомендуется: жильцы либо позовут стражу, либо поколотят вас самостоятельно (или же сами получат на орехи).
ЗАПИСКИ ЭЛЕКТРОННОГО «ЭНТОМОЛОГА»
А сейчас, увы, придется резать правду-матку: в оригинальную версию Gothic 3 играть нельзя. То есть, конечно, чисто теоретически попробовать можно, но категорически не рекомендуется — испортите себе все удовольствие. Как минимум, нужно установить патч 1.09, в числе прочего превращающий «боевых кабанов смерти» в нормальных животных. В идеале же стоит подождать несколько месяцев, пока усидчивые немецкие программисты не справятся с основными проблемами. На данный момент игру портят чудовищно медленные загрузки и сохранения, ошибки в скриптах поведения компьютерных персонажей, застревания в предметах, невыполнимые квесты и не доведенный до ума баланс боевой системы. Если с последующими патчами недоработки устранят, Gothic 3 станет шедевром и золотой классикой жанра. В противном случае она рискует войти в историю как очередная сырая игра, которую выпустили слишком рано.
Географический термин «пустыня» вовсе не подразумевает, что там никто не живет.
А вот и тучные стада потенциальной «экспы».
РОДНАЯ РЕЧЬ
Напоследок — о приятном. Не прошло и месяца после европейской премьеры Gothic 3, как на российских прилавках появилась русифицированная версия. За такую оперативность «Руссобит-М» нельзя не похвалить.
Русская озвучка неплоха, знакомые с предыдущими играми серии наверняка узнают многие голоса. Качество перевода тоже вполне приемлемо. Нельзя не отметить тот приятный факт, что в комплекте с русской локализацией идет самый свежий на данный момент патч 1.09. Конечно, можно придраться к работе актеров озвучки, временами безбожно переигрывающих, поругать кривоватые шрифты и странный перевод некоторых терминов (монстр lurker теперь называется Шныг, а защита от магической энергии превратилась в «энергетическую защиту»). Но в целом качество локализации на высоте. Кстати, в подарочное издание дополнительно входят пухлая 64-страничная инструкция и симпатичный амулет на кожаной тесемочке.
В северных горах можно повстречать тролля...
...и это будет последнее, что вы увидите перед смертью.